• ars-news@tularegion.org
  • 301510, Тульская область, Арсеньевский р-н,
     р.п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 4.
  • +7 (950) 927-57-17
 
10.10.2012 14:29:06

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПОД НАЗВАНИЕМ – «ЩУЧКА»

Эта интересная парочка стояла у меня перед компьютером почти год. Мальчик - с вязанкой дров за спиной, девочка - с небольшим букетом ромашек в руках. Встретились они в небольшом ельничке и пошли вместе по тропинке. Оба порой с грустной укоризной смотрели на меня, а я все никак не могла встретиться с их создательницей. Изначально подарила мне эти фигурки, вырезанные из дерева, Анна Ивановна Пивторацкая, 77-летняя оптимистка из поселка Славный, умеющая несмотря на жизненные сложности находить радость в каждом прожитом дне. Бывшая учительница, воспитательница детского сада, рабочая котельной любит людей творческих. Поэтому, наверное, дружна она с Валентиной Александровной Фатиной, о которой наша газета писала несколько лет назад. Валентина Александровна, рукодельница и кружевница, оказалась мамой Людмилы Николаевны Рылковой, которая режет поделки из дерева. С некоторого времени Рылкова живет и работает в Туле, но часто приезжает в родные стены, где выросла и выпестовала свою мечту. Наконец мы договорились с ней о встрече. Показывая фигурки зверюшек, забавные игрушки, она волновалась, словно на экзамене. Девочка с детства любила рисовать. Запах новых свежезаточенных карандашей вдохновлял на создание сказочных разноцветных рисунков. Потом пришло увлечение вышивкой. Это было близко к желаемому, но не совсем то, чего хотелось. А чего именно желала душа, она и сама не могла конкретно определить. Казалось, больше влечет работа гравера. Но подходящего учебного заведения найти не могла. Поэтому получила специальность парикмахера. А когда приступила к работе, поняла: для нее это - не творчество. А сердце чаяло радости от труда. Когда долго о чем-то мечтается, судьба дает шанс. И он случился. Однажды наткнулась на объявление в газете. Радостная прибежала домой: «Мама! Вот, что мне надо! Я обязательно буду там учиться!» Родители не возражали. Ехать надо было в Загорский район Московской области, где обучали Богородской резьбе по дереву. До сих пор Загорск и Богородск своеобразные столицы исконно русской народной деревянной игрушки. Вот в такую сказку и попала Людмила Николаевна в 1976 году. Времени с тех пор прошло немало, но и сейчас, когда она рассказывает об этом, глаза ее загораются и лицо освещается изнутри особым светом, выдающим талантливые натуры. В тот год конкурс в художественно-промышленное училище в поселке Богородское был огромный. Сдавать надо было один карандашный рисунок, всего один! И по нему мастера определяли, выйдет ли в дальнейшем толк из абитуриента или нет. Она сдала экзамен на пятерку! Радость не вмещалась в груди! Сердце витало в облаках от счастья, когда впервые оказалась на фабрике художественной резьбы, где изготавливали деревянные игрушки в технике объемной, рельефной резьбы. Кони, вздыбленные на дыбы, медведи, грациозные олени! Закралось в душу сомнение: разве я так смогу? Неуверенность в себе, своих силах проходила постепенно. Каждый урок, каждое занятие подтверждало: в ней живет способность к этому красивому ремеслу, надо только ее развивать. На лекциях узнала, что богородская игрушка как русский народный промысел зародилась, примерно, в 17 веке. По преданию давным-давно жила в селе семья. Чтобы позабавить своих деток, мать вырезала из деревянного чурбачка фигурку «ауку». Дети поиграли да и забросили «ауку» за печь. Матери жалко стало выбрасывать игрушку. Она отнесла ее на базар и показала купцам. А они ее с удовольствием купили и еще заказали. С тех пор в Богородском и изготавливают деревянную игрушку. Есть сведения, что богородские игрушки приобретались и для детей русских царей, особенно с движущимися фигурками. В 30-х годах 20 века появилась игрушка-скульптура. Но и в ней сохраняются основные традиции древней, так называемой столпообразной пластики и рельефной резьбы. В годы учебы Людмилы Николаевны на фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них много мастеров высокого класса, влюбленных в свое дело. Было у кого учиться. А учеников – считанное количество. В группе – всего 15. На первом курсе начиналось все с планочки, на которую наносили резки. Преподаватели внимательно следили, у кого как получается. Учили держать инструмент – «щучку», специальный богородский нож. Конечно, использовали и другие инструменты – штихеля. Дерево на игрушки шло мягких пород: ольха, липа, осина. Первые самостоятельно изготовленные фигурки: миниатюрные курочки в корзине. Занятия на плэнере, наблюдения за природой, откуда черпались новые образы будущих творений. На первый взгляд, совершенно простые: нарисовать и вырезать из дерева веточку. Да так, чтобы всем стало ясно, это - веточка дуба, а не березы. К концу первого курса – начали вырезать фигурки самых различных птиц. На втором курсе – фигурки животных. Много медведей: мишка поющий, мишка с балалайкой, потом еще более сложные с проработкой каждой детали. Все это требовало огромного внимания и не меньшей любви. На третьем курсе – фигуры животных и человека, их пропорции. Отдельно из голубой глины лепили кисти рук, стопу, даже ухо человеческое и, к примеру, медведя. Уроки композиции, где требовался творческий подход с одновременным сохранением традиций богородской игрушки. Одна из отличительных черт: движущиеся игрушки. Они очень нравились Людмиле Николаевне. Из самых распространенных и известных «Кузнецы»: дед и медведь поочередно в четком ритме стучат молоточками по наковальне. Стоит подвигать планками, тут же начинается бойкая работа. Эта игрушка, возраст которой по некоторым данным превышает 300 лет, стала символом богородского промысла, и изображена на гербе поселка Богородское. И игрушка «Курочки» - тоже долгожитель. Ею играли дети еще времен Пушкина и Лермонтова. Забавно видеть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зернышки. Другие игрушки-куклы: пастушок, львы со львятами, собаки со щенками. Сказка для Людмилы Николаевны длилась три года. Училище окончила очень хорошо. Оставили работать в Загорске на фабрике. Впереди, казалось, жизнь заполненная занятием любимым делом. Однако судьба распорядилась по-другому. Когда вышла замуж, неразрешимым стал квартирный вопрос. Пришлось уехать в поселок, но и там не сложилось. После рождения ребенка супруги приняли решение перебраться ближе к родителям Людмилы Николаевны. Рылкова в настоящее время работает не по специальности. Не денежное это оказалось дело. Но руки сами просятся к дереву, теплому, мягкому. Отсекая все лишнее от очередного чурбачка или поленца, творит она забавные фигурки. С радостью дарит их, как дарят частицу своего сердца. На следующий день я села за свой рабочий стол и мне показалось, что деревянная парочка как-то весело и одобрительно смотрит на меня. Эти маленькие озорники наверняка знают, что «золотой ключик», который некогда искал Буратино, в руках их творца Людмилы Николаевны Рылковой. И называется он - «щучка». Этим ключиком открывается волшебная дверь в мир богородской сказки. Н.НАУМЕНКО


Возврат к списку

Написать в редакцию