• ars-news@tularegion.org
  • 301510, Тульская область, Арсеньевский р-н,
     р.п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 4.
  • +7 (950) 927-57-17
 
04.01.2015 16:42:57

Самый весёлый праздник в Армении

На севере Передней Азии и с-в Армянского нагорья находятся исторические земли многострадального армянского народа. В начале ХХ века часть земель входила в состав Российской империи. Другая же находилась под гнетом Османской империи. В годы первой мировой войны панисламисты вынашивали планы по захвату Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья. В 1915 году началось массовое уничтожение армянского народа - геноцид. В 1921 кемалисты устроили резню мирного населения. За неделю погибло более 100 тысяч человек. Вода в море была красной, а по трупам можно было добраться до французских кораблей. Многие семьи были вынуждены бежать.Так, дедушка и бабушка Джульетты Карапетовны Тоопчян, были вынуждены покинуть г.Ленинакан и поселиться в Грузии, в г.Тбилиси. Армяне очень хорошие ремесленники. В Грузии их приняли хорошо, дали жилье. В 1941году, когда Джульетте Карапетовне было всего шесть месяцев, в боях за г.Керчь, погиб ее папа. Дочь бережно хранит похоронку – единственную память об отце. Джульетта Карапетовна получила высшее образование и работала в школе учителем французского языка. С дочерью Аделаидой приезжала в гости к родному брату Кочарову Владимиру Рольдиковичу, который к тому времени жил в д.Астапово Арсеньевского района. В конце 80-х – начале 90-х годов в Закавказье сложилась сложная ситуация. Спитакское землетрясение, конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, грузино-южноосетинский конфликт, гражданская война в Грузии. Многие семьи переселились в Россию.Брат Джульетты Карапетовны настоял, чтобы сестра с дочерью переехали к нему жить. В 1991году Джульетта Карапетовна устроилась на работу в Арсеньевскую среднюю школу.Вела группу продленного дня.Сейчас Джульетта Карапетовна на пенсии и помогает дочери и зятю воспитывать внука Влада. В доме чисто, уютно, и Джульетта Карапетовна, спокойная красивая женщина, рассказывает о своей жизни в России и об обычаях своего народа. Конечно же, пришлось привыкать и многое перенять – другой климат. ритм жизни, другой менталитет. «Сейчас я живу эгой жизнью и довольна ею, – говорит Джульетта Карапетовна. - Главное, чтобы уважение между людьми было взаимным». На семейном совете решаются все важные вопросы. В трудную минуту помогают друг другу, воспитывают молодых, все праздники и радостные события отмечают вместе. Традиции народа, где бы он ни проживал, не забываются. Она рассказала о свадьбе – самом пышном и веселом армянском празднике. В брак вступали строго по старшинству. Сватовством традиционно занимались мужчины. Не женское это дело – вести переговоры. Невесту очень часто, согласно обычаям, выбирали родители  мужа, так как после свадьбы молодые будут жить в их доме. Сохранились поговорки: беря в жены дочь – посмотри на ее мать; пусть будет некрасивой – лишь бы хорошей женой была. Ценились скромность, трудолюбие, здоровье. По традиции будушие супруги должны сначала посвататься (еще сватовство называют сговор), обручиться. Во время сватовства родственники парня – только мужчины во главе с кавором (доверенным лицом или посаженным отцом, часто им бывает крестный) – уговаривают родителей отдать дочь в жены. С собой приносят обильную еду и питье. Родителям девушки негоже сразу соглашаться на брак, это считается дурным тоном. После долгих уговоров, всегда в иносказательной форме, получают согласие на обручение, девушке дарят серебрянное колечко. Накануне помолвки женщины из семьи жениха украшают специальные корзиночки для подарков – в капроновом оформлении с рококошками (вышитые в стиле рококо декоративные цветочки). Эти корзиночки молодые потом хранят на счастье. В день обручения жених дарит будущей невесте золотое колечко. Как правило, присутствует священник. После обручения издавна считалось, что между семьями молодых начинаются «свойственные» родственные отношения. Жених может бывать в доме невесты, водить ее в кино, театр. Рамки приличия не переходят, так как свадьба впереди. Предварительные встречи родственников способствуют укреплению будущей семьи. Это и проявление уважения молодых к своим родителям. Собственно свадьбу справляют поздней осенью или зимой. Для гостей, обычно до 150 человек, готовят пригласительные билеты. Свадьба длится три дня – с пятницы по воскресенье, и гуляют её с особым размахом, если небогаты, берут деньги в долг. Согласно обычаю свадебное платье дарят родители жениха, а невеста обязана иметь приданое в виде спального гарнитура и ковра. Долг чести для жениха накрыть богатый стол. К числу важных предварительных обрядов относилась выпечка свадебного хлеба в доме жениха и невесты. Начиналась свадьба утром в обоих домах одновременно. После угощения гостей жених в окружении свиты – своих друзей отправлялся выкупать невесту. Шествие жениха и невесты в церковь сопровождалось музыкой, плясками, стрельбой в воздух и криками. Шум отгонял злых духов от молодых. На следующий день возле дома невесту встречала мать жениха. Отныне эти две женщины будут верной опорой друг другу. Первый тост на свадьбе провозглашают за родителей молодоженов. На армянской свадьбе шафер - крестный отец жениха, самый дорогой человек, играет большую роль в жизни молодых. Может совет дать, чем-то помочь. На первый танец шафер выводит невесту, а его жена – жениха. Всегда живая музыка, обязательно аккордеонист. Начинают обычно с самой зажигательнной народной музыки и танцев («Кочари», «Шалахо», танец грузинских армян «Кинтаури»), а потом, когда молодежь разогреется, играют и современную музыку. Тамада,  ведущий свадьбу, может предложить кому-нибудь из гостей спеть, станцевать, сказать тост. Традиционно на свадьбе дарят таросики - маленькие подарочки в виде капронового кулечка с обязательно двумя конфетками. Иногда их дополнительно украшают. Пританцовывая под музыку, невеста дарит таросики еще неженатым друзьям жениха. В определенное время устанавливался Канч – сбор подарков. В завершение жарят шашлыки и разрезается домашней выпечки красивейший торт. На свадьбе племянника Джульетты Карапетовны в свое время побывала Виноградова  Антонина Владимировна – председатель комитета по культуре. Так вот она определила армянскую свадьбу как театрализованное представление и величайший труд. После пышного празднества для молодой семьи начнутся будни: самостоятельное формирование семейного бюджета, устройство быта, создание семейных традиций. Елена КОНЬКОВА


Возврат к списку

Написать в редакцию