• ars-news@tularegion.org
  • 301510, Тульская область, Арсеньевский р-н,
     р.п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 4.
  • +7 (950) 927-57-17
 
07.11.2012 15:05:39

По лезвию между

Непросто это - чужому человеку, пусть и специалисту, разбираться в проблемах конкретной семьи. Тут и сами-то домочадцы не всегда знают, что делать… Потому, должно быть, не стоит на месте система защиты семьи, материнства, детства: то новые меры поддержки появляются, то социальный патронат предлагают ввести. Вот только что все это даст обычным гражданам? С таким вопросом мы обратились к заместителю председателя правительства Тульской области Марине ЛЕВИНОЙ. -Марина Викторовна, сейчас все бурно обсуждают идею социального патроната. Законопроект о нем в первом чтении уже принят Госдумой. Зачем нужно новшество? Разве сейчас система работы с неблагополучными семьями недостаточно отлажена? -Напротив, нынешний механизм отработан. Давайте рассмотрим его по порядку. Итак, в уполномоченный орган - на сегодняшний день это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - поступает сигнал о неблагополучии в семье. Он может исходить откуда угодно - от учителя, который видит, что ребенок пришел с невыученными уроками, без тетрадей и неопрятен, от участкового врача, неравнодушных соседей… Затем специалисты выходят в семью, изучают ситуацию и решают, нужно ли немедленно забрать ребенка, потому что ему просто опасно там находиться, или его можно оставить с родителями, протянув им при этом руку помощи. Все меры по улучшению ситуации прописываются в индивидуальном плане работы: содей-ствие в лечении мамы или папы, в том числе от алкогольной зависимости, в трудоустройстве, в оформлении малыша в детсад. То же самое происходит и тогда, когда ребенка все-таки забрали из семьи. Наша конечная задача и в том, и в другом случае - скорректировать нужные параметры, чтобы семья воссоединилась и вернулась к нормальной жизни. - Тогда зачем же понадобилось менять зарекомендовавшую себя систему? - Дело в том, что сейчас мы можем выйти в семью, только получив тревожный сигнал. А при социальном патронате это будет своего рода тотальный мониторинг состояния дел. И если мы видим, что семья благополучна, то отмечаем это в банке данных, который также предполагается создать, и больше ее не беспокоим. - Неудивительно в таком случае, что все так встревожились по поводу законопроекта. Не каждому захочется пускать в дом чужого дядю, показывать ему, что лежит в холодильнике, во что ребенок одевается, с какими игрушками играет! - Вы правы. Вхождение в семью - процесс крайне деликатный. Никоим образом нельзя нарушать ее традиции, атмосферу. Поэтому наряду с законом нужны подзаконные акты, которые определят систему отношений специалистов, осуществляющих патронат, и родителей. Это позволит избежать злоупотреблений и поможет людям понять, как именно будет реализован закон, и не верить слухам и домыслам. - Каково ваше отношение к социальному патронату? - Знаете, для меня и вообще для тех, кто когда-то стоял у истоков системы защиты семьи, материнства и детства, то было насущной потребностью. Мы уже тогда понимали, как это важно: прийти к семье на ранней стадии неблагополучия. Насколько проще тогда понять, как реабилитировать детей и родителей!.. И вот, наконец, методом проб и ошибок законодатели пришли к этой идее. Другой вопрос в том, что реализовать ее нужно грамотно. - В последнее время вообще уделяется больше внимания вопросам семьи. Появляются все новые меры ее поддержки... - Причем как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, у нас по инициативе губернатора области Владимира Груздева в этом году введена единовременная выплата беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а со следующего года такую же помощь будут получать мамы, прошедшие скрининговое обследование на ранних сроках беременности. Демографическая ситуация такова, что мы должны стимулировать рождение второго, третьего и последующих детей. И, соответ-ственно, наращивать меры поддерж-ки. Но подходить надо разумно. Сейчас мы пересматриваем областное законодательство. Наша цель - усилить адресную помощь, чтобы сущест-венную поддержку получил тот, кто в ней действительно нуждается. Надо уходить от выплат в 200-300 рублей - в жизни конкретного человека они ничего не меняют, а на уровне бюджета складываются в огромную сумму. Думаю, что в течение ноября мы подготовим соответствующие предложения. - Предусматривает ли переход к адресной помощи ужесточение требований к ее получателям? Ведь есть и такие многодетные семьи, где родители могут, но не хотят работать, считают, что государство должно их кормить и поить… - Предпосылки для того, чтобы ужесточить требования к родителям есть, мы уже направляли на федеральный уровень ряд предложений по этому поводу. Но, конечно, сейчас в законодательстве тоже есть оговорки - если семья неблагополучна и ребенок находится в реабилитационном центре на полном государственном обеспечении, то речь о пособиях не идет. Другое дело, что есть люди, которые не ленятся каждый месяц писать заявление на выплату государ-ственной помощи. Их нельзя назвать неблагополучными, но у них иждивенческая позиция - они считают, что их обязано содержать государ-ство. Конечно, если в семье девять детей, сложно представить, чтобы мама работала. А если, например, двое? С такими родителями ведем беседы, объясняем, что мы можем прийти на помощь в трудную минуту, но постоянно держать на дотациях не должны. С. САМАРЕНКО Какие выплаты семьям появились в Тульской области в 2012 году? - единовременное пособие беременным, находящимся в трудной жизненной ситуации, со сроком беременности на дату обращения не менее 25 недель - 10 тысяч рублей; - областной материнский капитал в случае рождения (усыновления) третьего и последующих детей - 50 тысяч рублей; - единовременная выплата малоимущим многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий - индивидуальный размер. Что появится в 2013 году? - ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума детей в Тульской области для нуждающихся семей, где позднее 2012 года родятся третий и последующий дети, на срок, пока им не исполнится три года - 5690 рублей (прогноз на 2013 год величины прожиточного минимума на детей в возрасте до 7 лет); - единовременная выплата беременным, прошедшим скрининговое обследование на сроке до 12 недель - 10 тысяч рублей; - муниципальные материнские капиталы - порядка 10 тысяч рублей.


Возврат к списку

Написать в редакцию