• ars-news@tularegion.org
  • 301510, Тульская область, Арсеньевский р-н,
     р.п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 4.
  • +7 (950) 927-57-17
 
17.10.2012 13:29:42

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Пенсионный фонд России 3 октября провел селекторную пресс-конференцию в режиме видеосвязи с регионами страны на тему «О стратегии развития пенсионной системы до 2030 года». Рассказывали об основных направлениях стратегии заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов и председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов. Они же потом ответили на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации, освещающие на региональном уровне проблемы пенсионного законодательства. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы была разработана Министерством труда и Пенсионным фондом по указу Президента В.В.Путина. Документ пока не носит окончательный характер и находится в стадии обсуждения, которое продлится до середины декабря этого года. После этого он ляжет на стол Президенту. А весной 2013 года его рассмотрят на весенней сессии депутаты Государственной Думы. Этот документ, можно сказать, затрагивает интересы всех граждан страны, потому что предполагает иную, чем сейчас, систему отчислений на будущую пенсию и принципиально другую формулу расчета пенсионных прав. Именно поэтому о ней важно знать всем. Серьезно реформировалась у нас пенсионная система 10 лет назад, в 2002 году. Однако, как сказал председатель правления Пенсионного фонда России А.Дроздов, если мы будем продолжать действовать в том же правовом поле, которое существует сейчас, то уровень пенсии относительно зарплат будет снижаться. К 2030 году он составит 25 процентов от зарплаты, а к 2040 году – еще меньше. Одна из причин – недостаточность тарифа, то есть недостаток источников финансирования пенсий. Сейчас дефицит фонда покрывается из федерального бюджета. Что предполагается сделать сейчас? «Стратегия развития пенсионной системы до 2030 года» предусматривает трехуровневую модель пенсии. Первый уровень – это трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Она формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40 процентов. Второй уровень – корпоративная пенсия, которая формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Этот уровень может сформировать до 15 процентов от утраченного заработка. Третий уровень – частная пенсия, которая формируется самим работником. Это может дать еще пять процентов утраченного заработка. При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсии за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах. То есть, чем больше накоплений отложит на старость будущий пенсионер, тем больше будет его пенсия. В рамках разработанной стратегии сформулированы новые правила: «40-20-40-20».По ним гражданам России предлагается платить в течение 40 лет 20 процентов от своего заработка, а затем в течение 20 лет получать трудовую пенсию по старости в размере 40 процентов от этого заработка. Предполагается, что нормативный страховой стаж 40 лет человек сможет выработать к 60-65 годам. По оценке Минтруда, средний возраст жизни после назначения пенсии - 20 лет. Но если человек после выхода на пенсию проживет больше 20 лет, размер пенсии его не уменьшится, и пенсия будет выплачиваться в том же объеме. При этом, как указано в стратегии, она «не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин». Как объяснил А.Дроздов, председатель правления Пенсионного фонда, государство следует требованиям, установленным конвенцией Международной организации труда. По ним уровень пенсионного возмещения гражданам должен составлять 40 процентов. На сегодня средняя пенсия превышает прожиточный минимум на 83 процента. Средний размер пенсии в настоящее время составляет 9700 рублей, а прожиточный минимум пенсионера - 5564 рубля. То есть, соотношение между этими двумя последними показателями – 183,4 процента. Новая стратегия предполагает, что к 2030 году средний размер пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера в три раза. В стратегии предлагается «адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом единым для всех категорий страхователей» (включая льготников). Обязать, в том числе самозанятое население (индивидуальных предпринимателей, фермеров, адвокатов, нотариусов и др.) платить наравне с другими. Сегодня их платеж в Пенсионный фонд рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14300 рублей в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112000 рублей в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными. Реформированию может быть подвергнут институт досрочных пенсий, установив дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда. Предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда. Причем списки вредных производств останутся без изменений, но будет более тщательно подход к аттестации рабочих мест. Не секрет, что в силу научно-технического прогресса многие из них перестали быть «вредными». К тому же рекомендуется экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья, трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны. В настоящее время 75 процентов пенсионеров-«досрочников» продолжают работать после назначения пенсии. Как бы то ни было, авторы реформы прогнозируют: если не поменять пенсионную систему, размеры пенсий придется снижать. Реализовать стратегию предполагается в три этапа. Первый этап – 2013-2015гг, второй – 2016-2020 гг., третий с 2020 до 2030 года. Заместитель министра труда и социальной защиты А.Пудов и председатель правления Пенсионного фонда А.Дроздов при ответе на многочисленные вопросы еще раз уточнили, что накопительная часть пенсии не отменяется. Она переводится в более гибкий корпоративный формат. Коэффициенты назначения пенсий работающим на Крайнем Севере остаются прежними. Их дальнейшая судьба зависит от политики государства, которое или будет стимулировать переселение рабочей силы в эти места или развивать там вахтовый метод работы. Для работающих на вредных производствах досрочный выход на пенсию сохраняется, однако к ним будет более внимательный подход через аттестацию рабочих мест. При этом институт аттестации рабочих мест не должен ущемлять интересы работников. Вопрос правопреемственности пенсионных накоплений не пересматривался. Предусматривается усиление ответственности работодателей за неуплату страховых взносов в Пенсионный фонд. Показатель должен составлять 100 процентов, а не 98, как сейчас. Государство будет осуществлять надзор и контроль на рынке пенсионных накоплений. Подводя итоги видеоконференции, можно сказать, что пенсия станет зоной общей ответственности государства, корпораций, пенсионного страхования, самого гражданина. Н.НАУМЕНКО


Возврат к списку

Написать в редакцию