• ars-news@tularegion.org
  • 301510, Тульская область, Арсеньевский р-н,
     р.п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 4.
  • +7 (950) 927-57-17
 
26.10.2013 10:14:14

«Невозможно рассказать, как люблю троллейбус я…»

Когда я показываю сотрудникам ДПС своё водительское удостоверение, офицеры немного теряются. Не у каждой девчонки открыты почти все категории - у меня BCD+троллейбус и стаж с 2000 года. Я никогда не думала, что буду работать водителем общественного транспорта. В детстве, как все девочки моего возраста, играла в «дочки-матери», потом мечтала стать второй Мордасовой, любила и люблю петь, постоянно выступала на сцене Арсеньевского центра культуры и досуга. Однако жизнь распорядилась иначе… Любовь к большим машинам мне привил мой дедушка - Борис Васильевич Суханов. Сколько себя помню, он работал в пожарной части водителем, и я маленькая часто бегала к нему в пожарную часть. Вы только представьте: огромная пожарная машина и перед ней - пятилетняя малышка. После школы выбор был сделан самой судьбой. Вначале работала в Истинской школе вожатой и вела музыку, рисование, заведовала автоклубом при Арсеньевском комитете культуры, а параллельно училась в ПТУ на водителя категории «B», «C» и слесаря второго разряда. Затем поехала в Тулу учиться на оператора ЭВМ. Вот тут-то всё и началось… В троллейбусе разговорилась с кондуктором о работе водителя (её муж был за рулем, они работали экипажем). Люба, так звали мою новую знакомую, с таким упоением рассказывала о профессии водителя троллейбуса, что я решила лично поговорить с Николаем о работе и доехала до конечной остановки. Разговор продлился около часа. На следующий день пошла в ТТУ (трамвайно-троллейбус-ное Управление) к начальнику - на приём. Была настроена решительно: БУДУ ВОДИТЬ ТРОЛЛЕЙБУСЫ. Когда вышла из кабинета начальника Управления, глаза застилали слёзы отчаяния и обиды: отказали. Причина: я - не тулячка. Собравшись с духом, помчалась в Управление транспорта и связи города Тулы. Меня принял Алексей Михайлович Гуркин, главный инженер. Он остановил мои горячие доводы: «Марина, в тебе столько позитива и энергии, ты с такой любовью говоришь о том, что только видела со стороны - ты будешь хорошим водителем! В тебе - задатки лидера! Езжай в троллейбусное депо и не волнуйся ни о чём! Ты будешь работать!» Когда началась учёба, меня выбрали старостой группы. К учебе - отношение самое серьезное, ведь троллейбус - электроустановка. Нам даже дают удостоверение, где допуск на работу до 1000 вольт! Мне иногда схема элект-рооборудования снится! Из 35 человек до учебной езды было допущено 30, а к моменту стажировки осталось 16, из которых две девушки. Стажировка началась 17 марта 2000 года. Для меня это был самый дорогой подарок, ведь это - мой день рождения. После учёбы распределяли по маршрутам, и мне достался самый длинный на тот момент - «4». А так нас «кидали» на все маршруты города! Я очень люблю свою работу - ты в движении весь день, кругом люди, транспорт. Было немало за это время курьезных случаев. … У меня закончилась смена. А о том, что сменщики заболели, меня пре-дупредить забыли. Я, как и положено по маршруту «6», приехала на Московский вокзал. Отключила автомат-выключатель, низковольтные и высоковольтные цепи, сняла токоприемники, сижу - смену жду. А их нет и нет. Захожу к диспетчеру: тут-то все и выяснилось. Она попросила меня поставить трафарет маршрута «7» и отправляться в депо, без пассажиров. Выхожу, ставлю штанги, а тут какая-то бабулька хватает свои авоськи и бежит ко мне. Я объясняю ей ситуацию, а она давай ругаться, кричит: «Куда собралась!?» Я в ответ: «В гараж, бензин сливать!». Вот и сказанула на свою голову! Через три дня меня вызывают «на ковёр» к начальнику по эксплуатации Анатолию Евгеньевичу Филатову - золотой мужик, за водителей шел горой. Он и говорит: «Ну что, Марин, докладная на тебя» и протягивает бумагу, а в ней жалоба той бабульки с припиской: прошу разобраться с водителем по факту сливания с троллейбуса бензина! Я, ошарашенная, молчу, соображаю, откуда в троллейбусе бензину взяться, ведь это - электротранспорт! И вижу, как лицо Филатова все шире расплывается в улыбке, он рвёт бумагу и просит больше так с пассажирами не шутить. На работе бывает всякое. Все знают, что троллейбус - транспорт повышенной опасности! Он напичкан проводами, пластиком, может сгореть за пять минут. Мои троллейбусы горели два раза. В такие минуты главное - спасти пассажиров и подвижной состав. На этой работе сталкиваешься с разными людьми. Зачастую пассажиры хамят, пытаются учинить драку, обидеть кондуктора. Когда работала в Брянске, несколько раз вставала на защиту кондуктора или пассажиров. Особенно часто случалось подобное, когда болельщики возвращались с футбольного матча. Я останавливалась на «аварийке», выходила в салон поговорить с «горячими» людьми. Но на всякий случай под сиденьем всегда лежала монтировка. Меня снимали на Брянском телевидении. Многие коллеги знали, что я пишу стихи и песни. И была у меня песня про троллейбус, на котором я работала. Он был такой древний - более 25 лет! Но я за ним, как за малым дитем ходила и очень любила. Об этом и была песня, в которой есть такие слова: «Невозможно рассказать, как люблю троллейбус я. Как без него мне прожить, подскажите мне, друзья. Старый троллейбус родной много значит для меня…» Всегда помнила, что водитель обязан сохранить имущество и жизни всех, кто у меня в салоне! Из Брянска я уехала в Москву, работала в седьмом троллейбусном парке. Стаж работы у меня был большой, и мне доверили троллейбус- гармошку. Я работала по «63» маршруту: «Лубянская площадь - 138 квартал Выхино». В одну из смен диспетчер на Выхино закрыла мне путёвку в начале первого ночи. Оставалось около часа - доехать до парка с пассажирами. На одной из остановок заходят таджики - оплатили проезд, сидят тихо. Через несколько остановок появляются скинхеды и начи-нают приставать к таджикам. Я думала, что вообще не доберусь до парка. В те минуты убедилась: «в семье не без урода» - плохие люди есть во всех национальностях, как, впрочем, и хорошие. Работала в девятом автобусном парке по маршруту «162»: «М.Каширская - Платформа Бирюлёво товарная». Только отправилась от остановки «Кавказский бульвар», начинает обгонять маршрутка и «режет» мне угол - пассажиров потенциальных увидел! Хорошо, что у меня справа ничего и никого не было! Мгновенный взгляд вправо и руль - вправо! Слава Богу - ушла от удара. Ставлю автобус на ручник, хватаю монтировку - и к маршрутке с криком :«Прибью гада!» Мужик, не будь дураком, закрылся. Я попинала маршрутку и пошла в автобус. Когда зашла в салон, пассажиры смотрели на меня с неописуемым восторгом и страхом одновременно (мне кажется, если бы я сказала: за проезд по 1000 р., все бы отдали), а один мужчина сказал: «Есть женщины в русских селеньях!». Я рассмеялась, и через минуту смеялся весь автобус. Больше всего мне нравилось удивлять моих любимых пассажиров! Еду на «Каширку» на смену, а на дороге - пробка. Выхожу в салон, спрашиваю: не будут ли пассажиры против, если я немного изменю маршрут и проеду через дворы, молодые ребята: «А сможешь?», я в ответ: «Легко». И когда мы выехали почти перед метро «Кантемировская», пассажиры аплодировали. Я рада, что у меня есть профессия водителя троллейбуса и автобуса. И хотелось в преддверии праздника «Дня автомобилиста» пожелать всем водителям зелёного света по жизни, безаварийной работы и успехов во всём! Марина СУХАНОВА


Возврат к списку

Написать в редакцию