• ars-news@tularegion.org
  • 301510, Тульская область, Арсеньевский р-н,
     р.п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 4.
  • +7 (950) 927-57-17
 
30.09.2011 16:16:00

Командир Президентской яхты

В школе Александр Михайлович Казаков был обычным мальчиком, да и сейчас не многие обращают внимания на худощавого подтянутого человека, которого можно увидеть на улицах райцентра. Живет он в скромном на четыре семьи доме в Арсеньево по улице Советская. ЖЕЛАНИЕ стать кадровым военным родилось еще в восьмом классе после случайной встречи с курсантом Ульяновского радиотехнического училища, приехавшим в гости к однокласснику. Понравилась не столько военная форма, которая, без сомнения, к лицу каждому мужчине, а особая манера поведения, выдержанность. Школьник поинтересовался в Арсеньевском райвоенкомате, можно ли получить туда направление. Ему посоветовали, во-первых, дождаться призывного возраста, во-вторых, направление будет, но не обязательно в это училище. А когда время подошло, он получил направление в Баку. Однако с первого раза не поступил: не добрал баллов. Год работал в Доме пионеров методистом, параллельно готовился к повторному штурму. Через год, в 1969 году, стал курсантом Каспийского высшего Красно-знаменного военно-морского училища имени С.М.Кирова. Познавать науку мореплавания юноше, увидевшему море всего во второй раз, было интересно. Не раз добрым словом он вспоминал школьных наставников, которые заложили прочный фундамент знаний: по русскому языку и литературе - А.Д. Алтынник, по математике - Л.В.Рыженкова, по физике - А.С.Гришечкин. Вскоре прибавились и специальные предметы: навигация, гидрометеорология, астрономия. На старших курсах как будущие командиры курсанты изучали психологию и даже педагогику. Легко давалась и физическая подготовка. Сдал нормативы в кандидаты мастера спорта по парусному спорту, участвовал в соревнованиях по боксу, футболу, баскетболу, рукопашному бою. ДАЛЬНИЕ ПОХОДЫ - мечта многих моряков. Как применять инженерные теоретические знания, курсанты усваивали не только в учебных классах, но и в походах, в том числе дальних. Учебное судно «Бородино» вышло из Ленинграда и взяло курс на Рио-де-Жанейро в октябре. Прошли Балтийское море, пролив Ла-Манш, разделяющий Англию и Францию. В Бискайском заливе застал сильный шторм. Палуба уходила из-под ног. Курсантов укачало, они лежали в кубриках, не в силах подняться. Вошел капитан: «Эх вы, а еще моряки!» Этого было достаточно, чтобы пересилить себя и заставить подняться. С тех пор никакая качка была не страшна. Водная ширь Атлантического океана, прохождение через экватор. Мимо проплывали берега Африки, впереди была Южная Америка: Рио-де-Жанейро. Еще задолго перед входом в порт увидели стоявшее на возвышении огромное распятие Иисуса Христа. Этот памятник служит своеобразным маяком, и на него ориентируются суда. В этом крупном бразильском городе советским морякам разрешили организованный выход в город. Не забудем, что это было в самом начале 70-х годов. Поразила идеальная чистота на улицах, обилие товаров в магазинах и цены - разные на одни и те же товары в разных магазинах. Курсанты позволили себе роскошь - купили зажигалки и солнцезащитные очки. Перед заходом в Гавану, пока кубинские власти дали разрешение, корабль трое суток дрейфовал. Команда, кроме тех, кто нес вахту, практически отдыхала, загорала. Любовалась издали на здание огромного порта, сделанное из бетона и тонированного стекла, блестевшего на солнце. Столица Кубы отличалась своеобразной пестротой улиц, улыбками на лицах местных жителей, их раскованностью. Учебный поход - не развлекательное мероприятие, будущие морские офицеры много работали с навигационными приборами, сдавали экзамены по астрономии. В порт приписки Ленинград вернулись в январе. На пятом курсе вторая штурманская практика, преддипломная, проходила на подводной лодке, базировавшейся на Кольском полуострове в поселке Ведяево. Осваивались использование новых гидролокационных приборов, прокладка курса. В 1974 году Александр Михайлович получил диплом о высшем образовании с указанием специальности: военный инженер-штурман. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ пограничный округ на девять лет стал его судьбой. Ходил на сторожевых катерах по рекам Уссури и Амур, русло которых шло на многие километры вдоль советско-китайской границы. Лейтенанта Казакова сразу назначили помощником командира сторожевого корабля 4 ранга. Через год - он стоял на капитанском мостике. В 1976 году 25-летнего офицера ВМФ перевели на должность командира дивизиона сторожевых катеров и вспомогательных судов той же войсковой части. Под его командованием находилось свыше 40 катеров и судов. В личном распоряжении - для оперативного обслуживания - два быстроходных катера. Должность командира дивизиона приравнивалась к должности заместителя командира бригады сторожевых кораблей и катеров. Катера были снабжены самыми современными средствами обнаружения нарушителей государственной границы. Личный состав перед несением службы проходил специальную восьмимесячную подготовку в учебном центре города Анапы на Черном море. Усиленные обходы охраняемого участка проводились обычно с наступлением темноты до рассвета. Использовались радиолокационные средства и приборы ночного видения. При такой загруженности жить приходилось на корабле, на сон отводилось три-четыре часа в сутки, причем не ночью. Самым напряженным было время подготовки судов к навигации и ее открытие. Ремонтная база располагалась в Хабаровском порту. Несмотря на то, что работать приходилось на холоде, люди выполняли задания очень тщательно, потому что Амур и Уссури - реки с норовом, требовали к себе серьезного отношения. Как только с них сходил лед, суда спускали на воду. Катера сразу перекрывали наиболее вероятные направления нарушений границы. Фарватер рек за зиму менялся, волной наносило отмели в совершенно других местах. Поэтому картографические катера ежедневно уточняли и корректировали навигационную обстановку. На сторожевых судах в постоянной боевой готовности содержалось артиллерийское, ракетное и зенитное оружие. Неотъемлемой частью жизни военного моряка были учебные тревоги. Много внимания уделялось политзанятиям, чтобы экипажи были в курсе всех основных политических событий в стране и в мире. Через несколько лет по состоянию здоровья после длительного пребывания в военном госпитале Казакова списали на берег, переведя его начальником службы арттехнического и спецморского вооружения. Причиной болезни послужила сильная вибрация, особенно характерная для речных судов, губительно действующая на мышцы ног. В ЗАКАВКАЗСКИЙ пограничный округ Александра Михайловича перевели в апреле 1983 года. Там, в абхазском городе Очамчир, в 35 километрах от Сухуми, его назначили старшим преподавателем группы учебных катеров и преподавателем по обучению иностранных военнослужащих. Казаков обучал морскому праву, несению службы катеров в островных иностранных государ-ствах. В общении помогал переводчик, но и без него наставник находил общий язык с учениками. Еще в училище английскому языку уделяли большое внимание, к тому же практически вся морская терминология на английском международном языке. Учебные катера выходили в Черное море, воспитанники участвовали в задержании нарушителей границы. По сравнению с Дальневосточным пограничным округом нагрузка на ноги стала меньше. Здоровье постепенно налаживалось. В 1989 ГОДУ знающему специалисту, дисциплинированному подчиненному и взыскательному преподавателю предложили должность помощника командира пограничного корабля специальной службы «Кавказ». Это было ответственное и одновременно престижное место. В течение трех месяцев Александр Михайлович сдал экзамены на самостоятельное управление кораблем. Всего три человека: командир, помощник и инженер-механик могут и обязаны до появления вышестоящего руко-водства организовывать в экстренных случаях мероприятия по борьбе за живучесть судна. Казаков доказал, что владеет всеми методами, чтобы спасти корабль. С 1995 по 1997 год включительно капитан 2 ранга А.М.Казаков был командиром Президентской яхты «Кавказ». Неоднократно выполнял спецзадания с Президентом России Б.Н.Ельциным, премьер-министром В.С.Черномырдиным, другими государственными лицами. Обеспечивал переговоры министров иностранных дел стран СНГ. Ему приходилось общаться с самыми высокими государ-ственными лицами не только России, но и зарубежных стран, выдерживать протокол, знать, как себя вести в определенных официальных и неофициальных ситуациях. Б.Н. Ель-цин отдыхал на яхте, как правило, с женой, детьми, внуками. Интересовался жизнью членов экипажа, помогал в решении финансовых вопросов, ремонте судна. С семьей приезжал и Виктор Степанович. Яхта была двухпалубная. Нижняя - для команды. Причем хода на верхнюю палубу для команды не было. Она предназначалась для главы государства и его гостей. Состояла из носового салона, салона-веранды, холла с полувинтовыми лестницами, комнаты для переговоров и двух кают-кабинетов. В конце 90-х годов Александр Михайлович, ставший уже военным пенсионером, переселился в родное Арсеньево. Здесь, дома, ему очень нравится. Он поддерживает связь с бывшими сокурсниками и сослуживцами. Вот такой человек с интересной судьбой живет рядом с нами. Решился он на скупой рассказ о своей службе потому, что из-за изношенности яхта «Кавказ» подлежит списанию. В мае 2011 года для Президента России приобрели другую яхту, зарубежного производства, которой дали название «Чайка». ДЛЯ СПРАВКИ: «Крым» и «Кавказ» - пограничные корабли специальной службы (ПКСС), построены в 1980 году специально для Генерального секретаря СССР Л.И.Брежнева. Они были реконструированы из двух базовых тральщиков - есть такая категория морских военных судов. 45-метровое моторное судно «Кавказ» выдерживало пятибалльный шторм и развивало скорость в 31 узел. Позже суда получили статус Президентских яхт. После развала СССР яхта «Крым» отошла Украине, а «Кавказ» стал представительским судном Президента России и перебазировался в Сочи. Н.НАУМЕНКО


Возврат к списку

Написать в редакцию