• ars-news@tularegion.org
  • 301510, Тульская область, Арсеньевский р-н,
     р.п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 4.
  • +7 (950) 927-57-17
 
10.10.2014 12:16:38

ГДЕ ВОСПИТЫВАЮТ ГРАЖДАН СТРАНЫ

Трифанина«Из окна кабинета смотрю иногда на стройные, сильные деревья во дворе школы и вспоминаю, как 35 лет назад школьники вместе с учителями высаживали маленькие ёлочки. Росли вместе». Екатерина Ивановна Трифанина - педагог с сорокасемилетним стажем работы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения - поделилась с читателями газеты историей своей жизни и историей Арсеньевской средней школы. Свой трудовой путь Екатерина Ивановна начала в Литвиновской восьмилетней школе в должности пионервожатой, а после окончания Тульского педагогического института им. Л. Н. Толстого стала работать учителем русского языка и литературы. Трудно было. Учиться и учить, семью держать. Помогала и своим родителям, и родителям мужа. Но всё выдержала. Никого не обделила вниманием. В 1976 г. семья переехала в Арсеньево. Последовали три года работы в отделе народного образования и непреодолимое желание живой деятельности, общения с детьми. Педагог считает, что учитель должен любить каждого ребенка: отличника и неуспевающего, послушного и озорного; иметь терпение, выдержку, не унижать чувства собственного достоинства ребенка, уважать личность ученика. Когда в 1979 г. построили здание новой школы, Екатерина Ивановна перевелась туда организатором внеклассной работы. Была сценаристом, режиссёром и постановщиком в одном лице. А в 1985 г. стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, в этой должности и по сей день трудится на ниве просвещения. Новое здание школы - просторное, светлое, в окружении парка - обустраивали школьники вместе с учителями. Разбили аллеи, высадили деревья. На Западе в таких школах учатся дети миллионеров. А обычные государственные школы - огражденное бетонное сооружение с заасфальтированной небольшой площадкой. Сейчас и в Арсеньевской школе требуется поставить ограждение, но не хватает средств. Может кто-то из бывших учеников откликнется и решит спонсировать пусть и небольшой участок работ. Человека воспитывает все, что его окружает: дома, улицы, хорошая планировка поселка и, конечно же, состояние школы, в которой проводит большую часть времени своего детства и отрочества. Воспитывают соседи, жители поселка. Но главную роль в воспитании играют, в первую очередь, родители и учитель, его личный пример и человеческие качества. С самого начала в школе сформировался сильный педагогический коллектив. Молодые и среднего возраста; энергичные, увлеченные педагогическим призванием. Главным считали воспитание коммуникабельности (умение общаться с людьми), гражданской позиции и, в результате всего этого, получение знаний, умений и навыков. Учитель истории Мария Максимовна Фокина, бывшая коллега Екатерины Ивановны Трифаниной, называет ее инженером педагогического производства. Знает, как подойти к начинающему учителю, как научить азам педагогической работы, уберечь от ошибок и промахов. А сама Екатерина Ивановна отмечает, что самое главное, на что бы она обратила внимание, – это творческие возможности учителя и их осуществление в полной мере и, конечно же, человечность и воспитанность самого учителя. Как говорят в народе, бог отметил макушку и вложил человеческое качество. А те, кого не отметил, в школе не задерживаются. В коллектив пришли новые учителя из закрывшихся сельских школ, вернулись, став учителями, бывшие выпускники: Эльвира Александровна Родионова- учитель начальных классов; Ирина Владимировна Бородкина –учитель русского языка и литературы. И зарплата не ахти какая, а стараются. С удовольствием - чувствуется горение - работают и учителя с десятилетним стажем: Алексей Сергеевич Аксютин- учитель информатики; Татьяна Алексеевна Анисимова - учитель начальных классов;Любовь Анатольевна Баранова – учитель физики. За 35 лет сформировался работоспособный, высококвалифицированный коллектив. Около 50% учителей имеют высшую квалификационную категорию. Строгую аттестацию проходят каждые пять лет. Многие отмечены наградами федерального значения: два заслуженных учителя, три почетных работника народного просвещения, восемь Отличников народного просвещения. 15 учителей награждены Почетной грамотой министерства образования РФ. Помнится, еще в советские времена Арсеньевскую среднюю школу отмечали за высокий процент поступаемости детей в вузы. И сейчас не менее 80% учеников школы поступают в высшие учебные заведения страны. Приезжающие на агитацию преподаватели Тульского государственного университета (ТГУ) отмечают, что выпускники из Арсеньевской школы одни из самых подготовленных. В декабре 2014 года выпускники будут писать выпускное предэкзаменационное сочинение по литературе, результаты которого будут учитываться при допуске к ЕГЭ. В этом году результаты ЕГЭ были выше регионального уровня по математике, биологии, литературе, английскому языку, русскому языку. Не менее 20% выпускников поступают в педагогический вуз и работают в школах области. Общаются, делятся опытом. Нынешняя обстановка, сама жизнь заставляет искать новшества, опираться на опыт коллег. В 90-е годы Лариса Владимировна Сейранян предложила разработать схемы для проведения мониторинга учебного процесса. Этим опытом затем и в области делились, и сейчас применяют на практике. Для быстрого ознакомления родителей с успеваемостью детей, ввели электронные дневники. Начинание хорошее. Но в связи с несовершенством программ Интернета, не удается сразу на уроке выставлять оценки: появилась дополнительная нагрузка на учителя. Трудными для школы оказались перестроечные годы. Директора менялись. Из-за мизерной зарплаты сократился приток молодых педагогов. Сейчас в школе более 50% учителей пенсионного возраста. А в начале века в воспитательный и образовательный процесс вторгся Интернет. Дети стали меньше читать. Компьютеромания ломала психику, а откровенная аморальность и агрессивность многих программ – этику учащихся. Но каким-то непостижимым образом добро и человечность всегда торжествуют. Дети с ограниченными возможностями получают возможность обучаться на дому. Ученики могут получить помощь психолога. Учащихся из сельской местности привозят в школу на автобусе. Все дети обеспеченны бесплатными учебниками. Действует Совет школы, состоящий из учителей, родителей и учащихся. Сейчас школу возглавляет Светлана Рудиковна Игнаткина. Как отмечает Екатерина Ивановна, директор от бога, и это ее место. Выпускница Арсеньевской школы. Училась хорошо. Умение работать с людьми проявилось еще в школе. Светлана Рудиковна обладает лидерскими качествами, высокой ответственностью. Когда заходишь в школу – чувствуешь хорошо отлаженную организованную работу всего персонала. Чисто, уютно. В холлах цветы, на стенах сказочные росписи. Это все идея директора школы, реализованная учителем ИЗО Еленой Алексеевной Надеенской. Во дворе - ухоженные клумбы возле стелы с бюстом Зои Космодемьянской. Во всем чувствуется заботливая хозяйская рука. На перемене дети, как ручейки, перетекают из класса в класс, в столовую, библиотеку. Не слышно криков, все спокойно, без напряжения. В 90 – е годы в школах страны делался акцент только на образование. «Но, слава Богу, хватило ума не прекращать прежнюю линию: воспитание и образование», - говорит Екатерина Ивановна. Школа – один из центров культуры. На традиционные праздничные мероприятия первого сентября и 25 мая приходят многие жители поселка. В первую субботу февраля проводится долгожданный всеми вечер встречи выпускников. Некоторые собираются практически полным составом. Учащиеся готовят концертную программу, а выпускники делятся воспоминаниями и успехами. В «майских указах» 2012 года президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что «нам нужна школа, в которой воспитывают личность, школа, где воспитывают граждан страны, впитавших ее историю и традиции, граждан с широким кругозором». О многообразных методах воспитательной работы в школе, дополнительном образовании детей рассказала заместитель директора по воспитательной работе Лидия Александровна Петрова. Было отмечено в первую очередь тесное сотрудничество родителей и учителей в воспитательном процессе. Совет школы, «Семейный клуб» готовят мероприятия, оказывают поддержку в приобретении костюмов, формы, проведении чаепитий, ремонте классов. Проводится обширная кружковая работа, охватывающая детей во внеурочное время. Художественно – эстетические: «Веселые краски», клуб любителей музыки, «Умники и умницы». Картограмма на неделю показывает, чем занят ребенок после уроков и, если свободен, ему помогают подобрать кружок по интересам. Лингвистическое краеведение: учитель русского языка и литературы Татьяна Алексеевна Бахарева ездит по району, собирает песни, былины. Дети на занятиях кружка «Край мой родной» изучают эти сказания. Для вечеров «Пять континентов» шьют костюмы, проводят ярмарки. Каждому народу, сохранившему свой язык, интерес к своей истории и память о доблестных предках, есть чем гордиться. В музее «Моя малая родина» проводятся классные часы, уроки истории и краеведения. Для музея ребята собирают материалы и составляют альбомы о ветеранах Великой Отечественной войны, Героях Советского Союза, записывают их воспоминания. Все классы участвуют в конкурсе «Битва хоров» на тему «Армия моя родная». Готовят песни, оформляют зал. Идёт подготовка к фестивалю бардовской песни» Нам не нужна война». Шесть лет подряд, накануне Дня Защитника Отечества, ездили в Тульский военный госпиталь. Сейчас учащиеся готовятся к поездке в Тулу в десантный полк; подготовили программу и гостинцы. «В области мы одни из первых провели конкурс «Смотр строя и песни», - говорит Лидия Александровна. Изучается история выбранного классом рода войск, готовится речовка, исполняется песня. 13 сентября на обширных мероприятиях в пос. Арсеньево, посвященных дню Тульской области, выступили и учащиеся школы. Под бой барабанов с государственными флагами показалась колонна учащихся Арсеньевской средней школы. Среди праздно гуляющих людей началось оживление, все с радостными улыбками наблюдали, как четко и с гордостью за свой род войск «военные» выполняли команды, как они старались и как здорово маршировали. Воспитывать гражданина своего Отечества и учить, быть в постоянном творческом поиске, радоваться и огорчаться вместе с детьми – ежедневный труд наших учителей. Елена КОНЬКОВА


Возврат к списку

Написать в редакцию