• ars-news@tularegion.org
  • 301510, Тульская область, Арсеньевский р-н,
     р.п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 4.
  • +7 (950) 927-57-17
 
Её судьба – железная дорога 21.08.2018 10:03:00

Её судьба – железная дорога

   Многие жители нашего посёлка помнят время, когда станция Арсеньево была центром жизни сельчан. На ней работало около 70 человек. Коллектив был дружный, сплоченный, каждый гордился своей профессией. Одна из них – Тамара Дмитриевна Полякова, грамотный специалист, ответственный и требовательный руководитель. До сих пор стук вагонных колёс и гудок паровоза – звуки для неё родные и любимые. Обаятельная, веселая, она с удовольствием вспоминает свою жизнь, хотя трудных моментов в её судьбе было немало.

                                                                     По воле случая
   Росла и училась Тамара в Киреевском районе. После окончания Большекалмыкской средней школы девушка решила учиться на воспитателя, ей нравилось работать с детьми. Но судьба распорядилась иначе. В институт Тамара не поступила и устроилась оператором на завод.

   Отработав год, девушка случайно увидела объявление о наборе в Тульское железнодорожное училище на специальность «дежурная по станции».

- Я тогда о железной дороге ничего не знала, - улыбается Тамара Дмитриевна. – Рельсы только на картинке да в Туле видела. Но все равно решила попробовать свои силы. И поступила.

   Видно, судьбу не обманешь. В будущей профессии, признается моя героиня, ее привлекали дисциплина, режим, строгий регламент «как в армии». Да она и сама была ответственной, организованной, исполнительной.

   В 1971 году Тамара приехала на практику в наш поселок, стрелочницей на станции Арсеньево. Жила в комнате на вокзале, топила печку углем, но трудностей не боялась. Поэтому после защиты диплома вернулась на уже ставшую родной станцию и в 1972 году стала дежурной. В ее смене было семь человек: четыре стрелочника, два составителя и один приемосдатчик. И руководила этим небольшим коллективом совсем еще девчонка – девятнадцатилетняя Тамара Волкова (Полякова).

   - Поначалу, конечно, сложно было. В коллективе все взрослые, опытные. И я, девочка, должна была ими руководить. Поэтому самым важным для меня тогда стало найти общий язык с коллегами. Я старалась никого не выделять и организовывала работу так, чтобы заслужить уважение, - рассказывает Тамара Дмитриевна и добавляет, - наши железнодорожники всегда отличались обязательностью, исполнительностью, трудолюбием.

   Людям, незнакомым с железной дорогой, может показаться, что в профессии дежурного по станции нет ничего сложного. Судите сами. Смена Тамары длилась по 12 часов: с 8 до 8 часов. Пришла, приняла смену, провела планерку, обсудили норму-план и … принимать вагоны. В сутки ходило по 10-12 пар поездов, транспорт был и пассажирский, и грузовой. По словам Тамары Дмитриевны, в месяц по 100 т вагонов одного зерна отгружали.
На дежурную ложилась большая ответственность по обеспечению своевременного приема и отправления поездов, а, следовательно, и безопасного движения. Она же осуществляла и руководство маневровой работой: постановкой вагонов под выгрузку и погрузку.

   А дома Тамару ждала семья (замуж она вышла тут же в Арсеньево). Но, говорит, домочадцы все понимали. Например, дочь Светлана сама с пяти лет ходила в детский сад. Просыпалась по будильнику и начинала собираться.
- Тогда ведь сотовых телефонов не было, проконтролировать, как дошла, не получалось. Я очень беспокоилась, как она дорогу переходит. А в остальном Света – девочка организованная, ответственная, - вспоминает с трепетом в голосе Тамара Дмитриевна.

                                                          Везде – в первых рядах
    Но не только работой ограничивалась жизнь женщины. Нередко, возвращаясь с ночной смены, она вновь уходила на работу, но уже общественную. Вступив в ряды Коммунистической партии, Тамара много лет была секретарем партийной организации. Кроме этого принимала активное участие в профессиональных соревнованиях, обучала молодых специалистов.

   - Для меня было очень важным, чтобы человек понял, что я говорю, чему хочу его научить, - продолжает моя собеседница. – Мне важно поделиться всем, что я знаю сама. Я ведь везде в первых рядах (смеется).

   В 1993 году Тамаре Дмитриевне предложили стать начальником станции. Работу она знала, опыта тоже было достаточно (несколько лет работала заместителем начальника). И она без страха возглавила железнодорожную станцию Арсеньево.

   Через 13 лет обязанности начальника расширились. В зону ответственности вошли станции Манаенки и Истьино. Теперь женщина руководила объединенным участком.
И все годы Тамара Дмитриевна трудилась без брака, без единого нарушения правил и должностных инструкций. За многолетний высокопроизводительный труд не раз награждалась руководством железной дороги. «Ударник одиннадцатой пятилетки», ветеран труда, «За безупречный труд на железнодорожном транспорте», «За безопасность на транспорте» - вот далеко не полный перечень наград.

   Работу свою Тамара Дмитриевна очень любила, говорит, железная дорога стала ее судьбой. Поэтому когда в двухтысячные годы произошла реорганизация станции, коллектив очень переживал.

   - Как по живому резали, когда сокращали. Жалко было и людей, и своего труда, - с грустью говорит Тамара Дмитриевна.

                                                          Вторая жизнь – на пенсии
   В 2004 году Тамара Полякова вышла на пенсию, но отдыхала недолго. Прочитала книги, которые не успела в юности, потрудилась на даче, стала уделять больше времени семье. И снова занялась активной общественной работой. Старшая по дому, член Совета ветеранов – вот новые обязанности моей героини. А еще она в курсе всех событий. Читает любимую районочку, смотрит новости, не пропускает ни одного мероприятия в Арсеньево.

   - Я не могу представить себя типичной пенсионеркой на лавочке с семечками. Мне нужно постоянно что-то делать, постоянно чем-то заниматься, я совсем не могу сидеть дома. Мне всегда нужно быть среди людей, в этом секрет моей активности, - признается ветеран.

    В заключение нашей беседы Тамара Дмитриевна просит поздравить своих коллег, ветеранов отрасли с прошедшим Днем железнодорожника. И называет их имена: Раиса Ивановна Данильченко, Вера Ермиловна Гречишкина, Ольга Александровна Зарубина, Николай Иванович Никифоров. Она желает всем здоровья, благополучия. Тем, кто ушел на заслуженный отдых, - спокойствия, любви и заботы близких. Ну а тем, кто еще трудится, - успехов, повышения профессионального мастерства, новых высот.


Возврат к списку

Написать в редакцию